В 2017 году органами прокуратуры области изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов 5539 (АППГ — 4072) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления ЕАО и 4116 (АППГ — 3322) их проектов. Всего выявлено 164 акта и их проектов, которые содержали 214 коррупциогенных факторов.

Подавляющее большинство коррупциогенных факторов прокурорами выявлено при изучении нормативных правовых актов (их проектов) органов местного самоуправления — 145 или 55 % от общего количества выявленных факторов.

В нормативных правовых актах (их проектах) органов государственной власти области выявлено 69 коррупциогенных факторов.

В целях устранения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами принесено 92 (АППГ — 86) протеста, в суды заявления не направлялись (2), внесено 19 (2) требований об изменении (отмене) нормативных правовых актов.

В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 82 нормативных правовых актов и 46 проектов.

Анализ актов прокурорского реагирования прокуратуры области свидетельствует, что в региональных нормативных правовых актах наиболее часто встречаются такие коррупциогенные факторы как широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур.

Одновременно с этим, прокурорами в муниципальных нормативных правовых актах выявлялись такие коррупциогенные факторы, как выборочное изменение объема прав.

Так, прокурором Смидовичского района выявлено постановление администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение», которым утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Приамурского городского поселения».

Указанный коррупциогенный дефект выразился в отсутствии в его положениях ряда прав лиц, в отношении которых проводится проверка в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Аналогичные противоречия и коррупциогенные факторы выявлены в нормативных правовых актах и иных муниципальных образований Смидовичского, Облученского районов, регламентирующих правоотношения в сфере муниципального земельного контроля, ввиду чего на них принесено 6 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены. Коррупциогенные дефекты исключены.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции выявлено прокурором Ленинского района в результате изучения проекта решения Собрания депутатов Ленинского муниципального района ЕАО «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, без проведения торгов».

Принятие такого Порядка в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, без проведения торгов, находится за пределами полномочий органов местного самоуправления.

По результатам правового анализа названного проекта нормативного правового акта председателю Собрания депутатов Ленинского муниципального района направлено отрицательное заключение. Нормативный правовой акт Собранием депутатов не принят.

Работа по исключению из нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов осуществляется органами прокуратуры области на постоянной системной основе.